Во всем дойти до самой сути.
Во всем дойти до самой сути.
Владимир Кузьмич Чунаев с юности обладал деятельным и бойцовским характером. Окончив девять классов школы № 2 города Слюдянки, он поступил в железнодорожное училище в Нижнеудинске. Общежитием студентов не обеспечивали, приходилось снимать квартиру. Чтобы не обременять родителей и хоть немного зарабатывать, организовал бригаду для подработки в свободное от учебы время – разгружать вагоны. Перед уходом в армию успел поработать полтора года помощником машиниста электровоза в Вихоревке. Большой школой жизни для юного Владимира стала служба в рядах Советской армии. Когда он вместе с другими призывниками ехал в воинском эшелоне из Иркутска во Владивосток, то познакомился с капитаном 1 ранга, который посоветовал пойти учиться на штурманского электрика в учебный отряд подводного плавания. Владимир прислушался к совету бывалого моряка. После учебки, как отличнику военной подготовки, ему предоставили право выбора места службы: Камчатка или Бухта Павловского Шкотовского района Приморского края, где в те годы располагалась база атомных подводных лодок Тихоокеанского военно-морского флота СССР. Владимир выбрал последнее и попал в 26-ю гвардейскую дивизию атомных подводных лодок. Крейсерская лодка К-56 стала для него родным домом на целых три года, приняв эстафету от подводной лодки С-56, которая прошла вокруг земного шара без всплытия и порулила звание гвардейской. После успешной сдачи экзаменов, молодой подводник был назначен старшим специалистом, позднее – старшиной команды. Это очень почетно – получить гвардейскую ленточку! А учеба, уточняет Владимир Кузьмич, была не из легких, но очень интересная: нужно было за полгода освоить астронавигационную систему, прибор «Лира» и многое другое. И, конечно, команда лодки – это сплоченный, дружный коллектив, ни о какой дедовщине не могла быть и речи, любые её проявления пресекались очень строго. Лодка выполняла боевое дежурство, охраняя границы Родины. Демобилизовавшись в 1969 году, Владимир вернулся в родной город и уже через месяц устроился в Локомотивное депо помощником машиниста. На протяжении 40 лет работы на одном предприятии, Владимир Кузьмич занимал разные должности, одной из первых ступенек стала работа машинистом электровоза. Ему выпало освоение и обкатка вводившейся автоблокировки и локомотивной сигнализации на участке Слюдянка – Мысовая. В 1973 году он принял участие в обкатке горного участка Слюдянка- Суховская. Новые электровозы ВЛ -10, а затем утяжелённый ВЛ-10У требовали особых навыков. Целеустремленного и ответственного молодого машиниста заметил заместитель начальника депо по эксплуатации Валентин Михайлович Гаевой. Он предложил Владимиру поработать с учеными из Новосибирского железнодорожного института на динамометрическом вагоне. Это был большой опыт исследовательских экспериментов, которые позволили понять, как ведет себя локомотив в различных аварийных и внештатных ситуациях. Была освоена категория вождения поездов весом 5 тыс. т., а затем 6 и 7 тысяч. В это же время Владимир поступил в Улан-Удэнский железнодорожный техникум. Позднее закончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта. Работая в должности машиниста – инструктора, пристальное внимание направил на общественный контроль. Неоценимый вклад в 90-е годы внес Владимир Кузьмич в работу по переводу горного участка на переменный ток, за что был награждён именными часами начальника дороги. Инструкциями, которые он разработал совместно с Виталием Васильевичем Рудых, железнодорожники пользуются до сих пор.
Владимира Кузьмича всегда отличали такие черты характера, как честность, непредвзятость, справедливость. В должности председателя профкома Владимир Кузьмич имел смелость не согласиться с решением непререкаемого авторитета, начальника дороги Геннадия Павловича Комарова, который распорядился наказать весь коллектив Локомотивного депо за случившуюся на дороге аварию и лишить всех поголовно премии. Владимир Кузьмич справедливо считал, что люди непричастные к аварии, не должны отвечать за работу локомотивной бригады, допустившей брак в работе. И даже угроза лишиться должности не позволила ему отказаться от отстаивания своей правоты.
В 1981 году произошла страшная авария на станции Слюдянка, в результате которой погиб помощник машиниста. Встал острый вопрос о безопасности движения и Владимиру Кузьмичу предложили возглавить Совет безопасности. Благодаря неформальному отношению к работе, действенной работе общественного контроля, вниманию к соблюдению режима отдыха машинистов и помощников, пересмотрев многие положения Совета, внеся новшества, такие как Дни машиниста, предприятие смогло значительно повысить качество вождения поездов. Из отстающих предприятие быстро стало лидером в соцсоревновании и неоднократно занимало призовые места за безаварийную работу. В 1988 году Владимир Кузьмич заслуженно был награжден знаком «Почетный железнодорожник» и знаком «За безопасность движения».
Какую бы работу ни поручали Владимиру Кузьмичу, окунаясь в нее с головой, везде его пытливый ум находил возможность улучшить существующую систему, внести что-то новое, что позволяло более эффективно использовать имеющийся потенциал.
Работая машинистом-инструктором по обучению, Владимир Кузьмич вменил новую форму обучения. После окончания дорожно-технической школы машинисты еще год должны были совершенствать свое мастерство под его личным контролем. И это принесло свои плоды: никто из молодых машинистов не совершил ни одной аварии и не допустил брака в работе. Своим методом обучения и общественного контроля Владимир Кузьмич щедро делился, выступая на техшколах в Вихоревке, Нижнеудинске.
Видя, что Локомотивное и Вагонное депо, находящиеся в непосредственной близости и используя одни и те же рельсы, мешают работе друг друга, перегораживают пути, он высказал мысль об объединении двух предприятий. Эта идея нашла поддержку у начальника дороги и не потеряв ни одного работника, сумев сохранить коллектив, объединение состоялось. За работу по реорганизации цехов и всего предприятия Владимир Кузьмич был награжден знаком «Заслуженный работник транспорта».
В трудные 90-е годы, когда с финансами было не густо, он, возглавляя профсоюзный комитет, предложил объединить средства всех коллективов в «один котел» для более рационального их использования. Создав Узловой совет профсоюзов, взвалил на свои плечи груз ответственности за работу пионерского лагеря «Байкал», за обеспечение его продуктами. И сейчас с благодарностью вспоминает руководителей, всех кто помогал, чтобы жизнь в «ребячьей республике», в которой отдыхали не только дети железнодорожников, но и детского дома, была комфортной: корпуса были переведены с печного отопления на бойлерное, заменено кухонное оборудование, улучшено питание детей с 3-х до 5-ти разового.
Перед выходом на пенсию Владимир Кузьмич работал дежурным по депо, и в этой сфере он нашел что улучшить, предложив новые схемы формирования локомотивных бригад, графики вызовов. «Мелочей в работе не бывает», – убежден Владимир Кузьмич. С таким же посылом выросли его четверо детей, а теперь растут девять внуков и пять правнуков.
Сегодня, продолжая трудиться в должности председателя Узлового совета ветеранов, Владимир Кузьмич делает все, чтобы работа Совета была плодотворной. Благодаря содействию городской администрации, в распоряжение Совета ветеранов предоставлено просторное, уютное помещение. Здесь можно не только собраться расширенным составом Совета, принять посетителей, но и напоить всех чаем, пообщаться в дружественной обстановке. В преддверии праздника Дня железнодорожника поздравляю Владимира Кузьмича, а в его лице всех железнодорожников Слюдянки с профессиональным праздником и желаю крепкого здоровья!
Стелла Какора