Связисткой быть – призванье от рожденья
Связисткой быть – призванье от рожденья.
О послевоенной разрухе, о том в каких руинах лежали освобождённые из-под нацисткой оккупации территории нашей страны, Тамара Дмитриевна Домышева знает не понаслышке. Ей довелось участвовать в 1944 – 1945 году в восстановлении народного хозяйства. Родилась Тамара в 1927 году в Култуке. В семье росли пятеро детей. Прокормить большую семью было непросто. С раннего возраста Тамара, её братья и сестры были приучены к тяжёлому крестьянскому труду: ухаживали за скотом, трудились на огороде, да и дары леса были большим подспорьем. Мама умела шить, она позднее и внукам еще запросто шила обновки, а отцу ничего не стоило «сгоношить» туфельки дочкам, а потом и внучкам. После 7- класса отец – железнодорожник устроил Тамару учеником телеграфиста в Слюдянскую «Дистанцию сигнализации, централизации и связи» на станцию Култук. В начале 1944 года на предприятии объявили о формировании спец.отряда НКПС (Народного комиссариата путей сообщения). Одна из связисток, имея на руках маленького ребенка, попросила заменить себя другим работником. И 17 летняя Тамара не раздумывая, прибавив себе год, добровольцем вступила в этот отряд и отправилась в его составе на восстановление Львовской железной дороги. Несмотря на поспешное отступление, гитлеровские войска все же успели до основания разрушить большие участки железнодорожных путей. Тому, кто не видел этого своими глазами, невозможно представить, в каком состоянии находились освобожденные от врага железные дороги. Они лежали в руинах и походили на свалку металлолома. Казалось, что о восстановлении не могло быть и речи. Тем не менее в предельно сжатые сроки, по существу, заново прокладывались десятки километров железнодорожного пути. Восстанавливали пути, станции, мосты, пункты водоснабжения, занимались засыпкой воронок, подвеской телефонно-телеграфных проводов. Это была очень трудоемкая работа даже для крепких мужчин, что уж говорить о юной девушке. Надо учесть, что многие станции и перегоны были еще и заминированы. Нередкими в этот период были ночные вылазки бандеровских формирований, которые взрывали уже отремонтированные с таким трудом мосты. Но все трудности преодолела эта хрупкая девчушка, выстояла, выдюжила и встретила Победную весну! Награждена медалью «За Победу над Германией». В 1945 году она вернулась домой, продолжила работать телеграфистом во второй Слюдянке. Вскоре познакомилась и вышла замуж за фронтовика. С Иваном Федоровичем вырастили пятерых детей, всем дали образование, всех подняли на ноги. По воспоминаниям дочери Ольги жили очень дружно, держали большое подсобное хозяйство, трудились на огороде, собирали ягоды и грибы. Если затевали стряпню, то все сенцы были уставлены противнями с вкуснющими мамиными пирогами и шаньгами. На все хватало времени, только успевай поворачивайся! Коллеги ценили Тамару Дмитриевну за ответственность и дисциплинированность. А еще всегда знали, что даже в самой сложной проблемной ситуации с «конфликтным» абонентом она найдет нужные слова и сведет на нет назревающий разлад, благодаря таланту сохранять спокойствие и доброжелательность в нервозной обстановке. За многолетний труд на железной дороге неоднократно награждалась грамотами и благодарностями. 6 апреля Тамаре Дмитриевне исполнилось 94 года, она живет с дочерью Ольгой Ивановной Пронькиной, которая ухаживает за ней с особой заботой, навещают сыновья и внуки, ждет приезда дочерей: Любови из Бодайбо и Нины из Подмосковья. А еще председатель Совета ветеранов Вета Иннокентьевна Бутакова не преминет наведаться поздравить с приближающимся Днем Победы. С этим значимым праздником поздравляю Вас и я, Тамара Дмитриевна. С Днём Победы!
Стелла Какора.