Дорога, ставшая судьбой
Виталий Васильевич Рудых родился 30 августа 1940 года в Слюдянке. Его обрывочные воспоминания раннего детства связаны с войной. Обладая острым зрением, видел на холмах, окружающих Слюдянку, каждое дерево, а детское воображение рисовало, что это идут, надвигаются черной массой фашисты. Еще один фрагмент выхватывает впечатлительная детская память, как старшие братья с криком: «Победа! Победа! » убежали на станцию смотреть бронепоезд, а маленького Виталика не взяли с собой. В Слюдянке в то время электростанция работала только днем, и он помнит, как ему, четырехлетнему малышу, стало обидно и страшно остаться одному в темном доме. Много интересного Виталий Васильевич помнит о своих предках. Дед – Рудых Никанор Григорьевич – родоначальник династии железнодорожников, начинал кочегаром в Слюдянском депо. Сохранилось его удостоверение помощника машиниста паровоза с царской печатью, серебряные часы с гравировкой, подаренные Л.М. Кагановичем (бывшего наркомом путей сообщения). Еще один удивительный документ хранит Виталий Васильевич. На небольшом кусочке бумаги напечатан текст, в котором говориться, что «студент Рудых В. (отец Виталия Васильевича) за большевистские образцы работы во время весенней посевной компании 1932 г. премирован косовороткой и носками». Стразу вспоминается эпизод из фильма «Офицеры», в котором курсанта Трофимова награждают за преданность мировой революции «красными революционными шароварами».
Никуда не деться от горьких воспоминаний о том, как многие из родственников пострадали от репрессий, были арестованы по надуманным обвинениям. Один из них имел неосторожность сказать, что в начале ВОВ у солдат на троих была одна винтовка, и поплатился несколькими годами лагерей. Юный Виталий рано остался в семье за старшего. Ему было 17 лет, когда умер отец. Чтобы помогать семье, после 9 -го класса 50-й школы утроился на Перевал «пробщиком химлаборатории», а когда исполнилось 18 лет, его взяли кочегаром в Депо. С этого начался трудовой путь на железной дороге: от кочегара паровоза до машиниста-инструктора локомотивных бригад. Был самым молодым машинистом. Однажды в Мысовой его несколько раз отгоняли от локомотива, требуя машиниста, не могли поверить, что вот этот щуплый мальчишка – машинист. Много лет Виталий Васильевич возглавлял колонну мотор-вагонного подвижного состава, которая не раз становилась лидером в соцсоревнованиях, ей было присвоено высокое звание «коллектива коммунистического труда». Заочно окончил железнодорожный техникум, проходил курсы повышения квалификации в Московском и Алма-Атинском вузах. Работая тормозником, Виталий Васильевич, случись какая неполадка на линии- обрыв автосцепки или еще какая-нибудь внештатная ситуация- поднимался хоть ночью и целый день мог пропадать на работе. Сдвоенные поезда, тяжеловесы – все эти категории требовали предельного внимания и высокой квалификации. Виталия Васильевича всегда ставили в пример, умел он работать без брака. По праву он гордится знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 километров». Собрался было Виталий Васильевич написать заявление и уйти на заслуженный отдых, но его попросили повременить, помочь в переведении горного участка на переменный ток. Эта работа требовала доскональных знаний участка, особенностей рельефа и управления тормозами. Участок от Зимы до Слюдянки был электрифицирован одним из самых первых, но оставался последним на ВСЖД, где тяга осуществлялась на постоянном токе. Это тормозило дальнейшее развитие дороги, препятствуя увеличению её провозной способности. Тяговые свойства электровозов переменного тока лучше, нежели у электровозов постоянного тока. При прочих равных условиях они способны водить составы большей массы, чем «постоянники». Была разработана уникальная технология переключения электротяги составов с одного рода тока на другой.
И вот в 1995 году на ВСЖД произошло событие поистине историческое: полукилометровый участок Зима – Слюдянка после тщательной подготовки был переведён с постоянного на переменный ток. Причем период переключения, когда движение было прекращено, составил всего 7 часов! В очередной раз железнодорожники делом подтвердили свою способность выполнять самые сложные производственные задания. За многолетний труд, и в том числе за участие в успешном, безостановочном (без изменения графика движения пригородных и пассажирских поездов) переведении участка на переменный ток, Виталию Васильевичу присвоено звание «Почетный железнодорожник». Сам министр путей сообщения Геннадий Матвеевич Фадеев вместе с начальниками железных дрог приехал на открытие участка и отметил: «Вот как надо, не останавливая дорогу, перевести её на переменный ток! ». Это был действительно уникальный случай, а для Виталия Васильевича – ещё один обыденный эпизод в длинной цепи непрерывной сложной работы, которая длилась на протяжении 37 лет.
Поручали Виталию Васильевичу и другие ответственные работы, одна из которых составление инструкций по вождению длинносоставных поездов, так как были уверены, что и с этой работой Виталий Васильевич справится без сучка, без задоринки. Обойдя всех ветеранов-паровозников, изучив опыт предшествующих поколений, Виталий Васильевич написал инструкции, которые железнодорожники до сих пор изучают и пользуются ими.
Кроме высокой награды «Почётный железнодорожник», Виталий Васильевич награжден знаком «Почетный работник ВСЖД», за многочисленные рационализаторские предложения – медалью «Лауреат ВДНХ», получил диплом патентоведа. Избирался депутатом Иркутского областного совета депутатов.
Душа болит у Виталия Васильевича за нашу Родину, за то, что не умеем мы ценить наших талантливых людей. Сколько рацпредложений было закопано в землю, не использовано для развития промышленности – преступная беспечность, когда тратятся огромные средства для покупки готового за рубежом.
С женой Людмилой Виталий Васильевич живет в браке более 45 лет. Трудовая биография Людмилы Александровны тоже связана с железной дорогой. Вырастили двух дочерей и сына. Но никто их детей не выбрал железнодорожной специальности – с детства на примере родителей видели, какая это сложная и ответственная работа. Свое свободное время на заслуженном отдыхе Виталий Васильевич отдает даче. Такого дома-красавца вы не найдете во всей округе: весь в резных кружевах, сделанных своими руками, просто загляденье! С юмором рассказывает, что начал разрабатывать выделенный семье участок с постройки туалета. «Как у американцев, – поясняет Виталий Васильевич, — это первая необходимая постройка. Все соседи забегали в гости», – смеется он. А просто отдыхать на диване Виталий Васильевич не научился, да и дел на участке хватает: то теплица требует обновления, то малину пора пересадить на другое место.
Стелла Какора.