Достопримечательности

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал в городе Слюдянке является уникальным архитектурным памятником. Вот уже более ста лет это единственный в мире действующий вокзал, целиком построенный из белого и розового мрамора. Здание весьма необычно, поэтому, кроме своего прямого предназначения, выполняет функцию туристического объекта. Многие приезжающие на Байкал стремятся увидеть вокзал и запечатлеть его на фото.

В начале XX века неподалеку от Слюдянки функционировал мраморный разрез. Он работает и сегодня, однако масштабы добычи далеки от тех, что были в прошлом столетии. Из невероятного по красоте белого и розового мрамора и решили строить один из главных вокзалов на Кругобайкальской железной дороге.

В 2005 году, к вековому юбилею Кругобайкалки, мраморный вокзал пережил капитальную реконструкцию. Обновленное здание стало еще элегантнее. Была облагорожена и прилегающая территория. На привокзальной площади установлен монумент в честь Михаила Ивановича Хилкова, министра путей сообщения Российской империи, который стоял у истоков строительства уникального вокзала в Слюдянке.

ЖД Вокзал станции Слюдянка

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Из Слюдянки начинается Кругобайкальская железная дорога — памятник архитектуры начала XX века. Это самая дорогая и самая красивая железная дорога в мире, именуемая не иначе как «Золотая пряжка России», которую строили с 1896 по 1900 год архитекторы и инженеры из России, Италии, Латвии, Польши и Албании.

Чтобы пробить дорогу по берегу Байкала, через склоны Приморского хребта, пришлось проложить 39 тоннелей, 16 каменных галерей, 248 виадуков и мостов. Благодаря работе итальянских зодчих, работавших на сооружении мостов и виадуков, дорога как нельзя лучше вписалась в ранимый ландшафт Байкальской природы и придала ему своеобразный колорит. После ввода Иркутской ГЭС часть Транссиба, проложенная по берегу Ангары, была затоплена, и современный участок КБЖД стал тупиковым.
Кругобайкальская железная дорога – это место паломничества туристов, художников, учёных, спортсменов. Сюда приезжают со всех концов страны полюбоваться на Байкал из окна туристического поезда и на окружающие памятники природы. Путешествие по кругобайкальской железной дороге начинается со станции г. Слюдянка до станции Байкал, а 84 километра от ст. Байкал до ст. Култук являются историко-архитектурным памятником. Сейчас на КБЖД находятся четыре станции, один разъезд, 38 тоннелей и 16 галерей. Самый длинный тоннель проходит через мыс Половинный, его длина – 777,5 метров. Отправиться в одно или двух-дневную экскурсии по КБЖД можно на «Кругобайкальском экспрессе», электропоезде повышенной комфортности, и на старинном паровозе «Байкальский круиз» времен постройки дороги. тел.: (3952) 202-973, 202-969 ф.:(3952) 202-973

КБЖД

Свято-Никольская церковь

Свято-Никольская церковь является памятником истории федерального значения и 20 февраля 1995 года указом Президента Российской Федерации оно поставлено на государственную охрану. На месте церкви первоначально стояла небольшая часовня. Но будущий император Николай II, в честь которого и названа церковь, побывав в Слюдянке, высказал недовольство отсутствием в посёлке церкви, был установлен сруб. В 1914 году, церковь была разобрана и построили старое здание Свято-Никольской Церкви. В годы войны в ней жили солдаты, а в 1947 году церковь вновь была открыта для прихожан.

Сайт церкви: http://nicolaslud.prihod.ru/

Церковь

Байкальский Дед Мороз

Место жительства: Иркутская область, город Слюдянка.

День рождения: 19 декабря.

Официальный сайт: http://байкальскийдедмороз.рф/

Байкальский Дед Мороз - хозяин иркутских морозов, повелитель байкальских ветров, метелей и вьюг. В его власти ледяные покровы Байкала и всех впадающих в него рек.

По преданию, сначала зимний старец проживал у Северного Ледовитого океана. И было это так давно, что ещё Земля, планета наша, пребывала в младенчестве. Землетрясения меняли ландшафты, вздымались горы, извергались вулканы, реки меняли русла и выходили из берегов.

Деда Мороза в те времена дедушкой никто не называл. Был он молод, но силу волшебную имел. Любил он по просторам ледяным путешествовать, по морям-океанам. С медведями белыми дружбу водил, с моржами здоровался, тюленей привечал. И вот как-то стало любопытно ему, куда это эти тюлени северные – нерпы, по реке от океана вглубь материка уходят?

И как-то раз решил он маршруты тюленьи изведать и пошёл за ними по Лене-реке. Только по земле не очень удобно ему было. Так придумал он лед на воду намораживать, да скользить по нему как по маслу. А силища у него в самом расцвете была. Потому быстро продвигался он от океана ледяного в землю неизведанную.

Долго ли - коротко ли, но вот как-то утром закончилась река Лена и открылась Дедушке Морозу гладь безбрежная. То была озёрная окраина. Но не успел снежный волшебник оглядеться, как задрожала Земля. Треск-гром страшный из чрева земного рокотом навалился. Скалы гранитными пиками к небесам устремились. А два озера в одно слились и в единой великой чаше образовались. А Лена-река за горами осталась и с обиды назад к северу, к океану русло повернула. А было это около 25 млн. лет назад.

Вот повелитель морозов вместе с нерпой на берегах нового моря-озера и остался. За зимним волшебником ветра арктические вскоре прилетели, соскучились по нему. И стали они вместе в игры свои играть, Хороводы водить, морозом трещать, да вьюгой завывать.

Поглядели по сторонам, а вокруг оледенело всё, сильным холодом застыло, души живой не видать. Устали Мороз-волшебник и ветра его и полетели на отдых. Пока они путешествовали, в округе моря-озера теплело немного, ледники воду талую давали – ширилась гладь озерная. А люди море то озером Байкал величать стали. Но надолго холода не отступали. Четыре раза еще приходили, ледниками опять озеро окутывали.

Шли годы, века проходили.  Стал мороз-волшебник стареть, прыти поубавилось, мудрости да доброты прибавилось. Сердцем прикипел он к этим местам. А с приходом весны стал ближе к северу уходить. Присмотрел себе далеко в гора ледник древний и избу ледяную себе там соорудил.

Внешностью Байкальский Дед Мороз - почти как его побратим из Великого Устюга. Шуба байкальского повелителя зимы белая и яркая, как иней на морозе. По ней узоры сказочные сине-бирюзовые, словно лед байкальский. Оторочена мехом пушистым белым, как сугробы таёжные. На плечах накидка - тоже белая и меховая. Шаровары бирюзовые в сапоги белые он заправляет. На руках рукавицы - шубе под стать.

На голове Байкальский снежный волшебник носит шапку островерхую, словно шлем богатыря сказочного. А борода белоснежная кучерявая, как буруны на Байкале во время баргузина. Ростом не велик, но телом крепок и волшебством силён. Посохом Дед Мороз байкальский не пользуется, потому что летает он по просторам байкальским ветром морозным.

Есть у Байкальского Деда Мороза помощница Снегурочка. Шубка белая с узорами синими, на голове кокошник расписной, мехом отороченный, коса русая в пояс. На ручках варежки, на ножках – сапожки меховые.

Клуб Железнодорожников

Еще одна достопримечательность нашего города клуб железнодорожников. Клуб был открыт в 1938 году. В годы войны – в нём располагался военный госпиталь. В настоящее время там находится кинотеатр, проходит множество культурных мероприятий и работают всевозможные кружки – это танцы и занятия музыкой. Прилегающая площадь с красивым фонтаном, который был установлен в 2012 году. В комплекс Дома Культуры входит историческое здание водонапорной башни и паровоз «Лебедянка» Л-3504 – один из самых мощных в мире. Само здание ДК сильно пострадало во время землетрясения в 2008 году, восстановлено и реконструировано в 2010 году.

Водонапорная башня и Паровоз

Водонапорная башня является объектом культурного наследия. Построена в 1900 году ссыльными поляками. Рядом с башней установлен паровоз-памятник Л-3504 с гидроколонкой для заправки водой и семафором. Паровоз установлен на постамент в 2009 году, в память о воинах-железнодорожниках. На это место его перемещали по улице Советской, перекладывая рельсы и шпалы ВРУЧНУЮ.

Водонапорная башня

Паровоз

Городской фонтан

Городской фонтан в зимнее время

Памятник водолазам

Памятный знак «Якорь» установлен в 2017 году, в честь 135-летия создания учебных заведений по подготовке водолазов для Военно-Морского флота России. В годы Великой Отечественной войны с 1942 года по 1944 год в городе Слюдянке находилась школа военных водолазов, передислоцированная из города Севастополя. Также, памятный знак установлен и на берегу Байкала, в устье реки Слюдянка, где в указанный период совершались учебные погружения.

Памятник водолазам

Мемориал памяти Воинов Великой Отечественной войны

Памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, в городе был создан мемориал — воинам-землякам, погибшим в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ в парке Перевал в одноимённом микрорайоне. Скульптурная композиция состоит из памятника воину-освободителю. Это фигура солдата, в правой руке которого находится меч, также есть 12 плит с именами погибших. Он был создан по инициативе пионерской дружины Школы №2, в память о более 500 жителях Слюдянки, погибших на войне. А всего воевало 3460 человек слюдянцев. Ежегодно 9 мая в День Победы в парке проходит парад юнармейцев и митинг с участием всех школ и предприятий города. Погибших чтут минутой молчания и возлагают к мемориалу, на котором высечены фамилии погибших, цветы. На одной из плит значатся имена слюдянцев Героев Советского Союза И. В. Тонконога и Г. Е. Береснёва их именами в городе названы улица и микрорайон. Площадь у памятника была реставрирована в 2016 году, а сама скульптура воина-освободителя была восстановлена в 2024 году.

Памятник Слюдянским красногвардейцам

Расположен недалеко от школы № 1, которая ведёт шефство, поддерживая чистоту, проводя школьные митинги. Посвящен памятник воинам – Слюдянским Красногвардейцам, погибшим с 1917 по 1920 годы в боях за Советскую власть. В нашем городе так названа одна из улиц – ул. Слюдянских Красногвардейцев. Памятник был создан через 30 лет после тех событий.

Мемориал «Звездочка»

Мемориал «Звёздочка» построен в память о воинах, умерших от ран в двух слюдянских госпиталях в 1942-1946 гг., а также военнослужащих, погибших при крушении воинского эшелона на Кругобайкальской железной дороге в сентябре 1945г. Сооружение памятника на старом кладбище – это и дань памяти более чем тысяча трёхстам слюдянцам, умершим в годы войны от голода и болезней. Композиция мемориала — это монумент в виде пятиконечной звезды вход к памятным плитам с выбитыми на них именами солдат. Ежегодно 22 июня возле памятника проходит мероприятие «Свеча памяти» куда приходят местные жители, чтобы отдать дань памяти погибшим. В 2020 году выполнен ремонт мемориального комплекса.

Бурундук ЕРОША

            Бренд Слюдянки – бурундук Ероша, был создан в 2016 году, благодаря усилиям городской администрации, волонтеров, активистов и учащихся школ города. Добрый бурундук Ероша – символ тропы, ведущей на Пик Черского, проходящей в русле реки Слюдянки и поднимающейся в длину на 25 км. Сам пик является одним из самых высоких точек гор Хамаб-Дабана. Его высота достигает 20990 м над уровнем моря. Имя он получил в честь русского географа Ивана Дементьевича Черского – ученого, внесшего огромный вклад в изучение Сибири. Со склонов горы Черского берут начало реки Слюдянка и Безымянная, впадающие в Байкал. В прошлом это дорога была частью «Чайного пути». У южного подножья горы находится высокогорное озеро «Сердце». В начале тропы всех встречает изображение бурундука Ероши. Очень часто эту тропу так и называют – тропа Ероши. Этот маршрут является одним из самых популярных и доступных в Прибайкалье.


Поделитесь ссылкой в: