Информация о мерах ответственности
Система мер воздействия, распространяющаяся на граждан и юридических лиц, виновных в нарушении лесного законодательства РФ.
Основанием юридической ответственности является правонарушение. К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов. Это понятие не следует смешивать с правомерными поступками. В случае причинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются понесенные потери. Напр., при переводе (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства магистральных нефтепроводов лесному хозяйству перечисляется плата за перевод (изъятие). Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.
В зависимости от характера совершенного нарушения лесного законодательства различают административную, уголовную и гражданскую ответственность.
Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.
Уголовная --ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Уголовным кодексом РФ преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (незаконная охота, незаконная рубка деревьев и кустарников или повреждение лесов и др.).
Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
В Уголовном кодексе РФ экологическим преступлениям посвящена глава 26, включающая две статьи за нарушение лесного законодательства - 260 и 261. Мерой уголовного наказания является штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы. Порядок производства по уголовным делам определяется Уголовно процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. 174 ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.
Административная -ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Кодексом РФ об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допустивших правонарушения.
Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).
Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда). Предупреждение -- мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.
Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф (в переводе с немецкого -- наказание). Цель штрафа воспитательная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.
Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда. Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов,
не входящих в лесной фонд), частью 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и др. сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.9 и 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд),
ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), ст. 8.7, 8.8 и 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 8.24--8.32 и 8.33--8.37 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд).
Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, имеют право также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Однако рассматривать эти дела имеют право только судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).
Размер административного штрафа, налагаемого государственным инспектором в зоне деятельности лесхоза, не может превышать три минимальных размера оплаты труда. Более высокие размеры штрафов могут налагать: главный государственный инспектор РФ и его заместители, главные государственные инспектора в субъектах РФ и их заместители, старшие государственные инспектора РФ, старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, их заместители (п. 2 ст. 23.24 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды -- по истечении одного года. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Главной задачей производства является обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.
Можно выделить следующие обязательные стадии производства: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена нормами гражданского права за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда, носит компенсационную направленность и преследует цель – восстановление нарушенных имущественных прав. Гражданское право по отношению к лесному выполняет охранительную и компенсационную функции. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, причиненного ущерба, уплатой неустоек, возмещением морального вреда. Имущественная санкция имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В зависимости от основания возникновения ответственности различают: договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность. В первом случае уплачивается неустойка, во втором -- возмещается ущерб за причиненный вред. Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена тем, что они подчиняются различным правилам. В случае нарушения договорного обязательства, например на право пользования участком лесного фонда, убытки (ущерб) и неустойка возмещаются в соответствии со ст. 393--406Гражданского кодекса РФ. Если же вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с лесхозом, он возмещается в соответствии со ст. 1064--1083Гражданского кодекса РФ. К договорной ответственности относится ответственность лесопользователей за нарушение правил отпуска древесины на корню при краткосрочном и долгосрочном пользовании участками лесного фонда. Мерой ответственности является уплата неустойки лицом, нарушившим лесохозяйственные требования. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ). Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными Правительством РФ. Законная неустойка применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон или нет (ст. 332 ГК РФ). Более того, согласно подпунктам «н», «р», «у» и «х» п. 72 Правил отпуска древесины на корню, уплата неустоек не освобождает лесопользователей от устранения нарушений в установленный лесхозом срок. При невыполнении в установленный срок: очистки лесосек; окорки древесины, обработки ее инсектицидами в летний период; действий, предотвращающих уничтожение, повреждение или захламление в лесном фонде искусственных или естественных водоемов; сроков приведения в надлежащее состояние и сроков возврата лесхозу участков лесного фонда после окончания работ -- неустойки взимаются повторно, вплоть до полного устранения нарушений. Кроме законной неустойки, в лесных правоотношениях возможна и договорная неустойка, которая не может быть ниже законной.
Основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав, в т. ч. для договорной ответственности таким основанием будет нарушение договора.
Характерным принципом гражданского права (в отличие от др. отраслей права) является принцип презумпции(предположения) вины должника, поэтому бремя доказывания отсутствия своей вины (если наличие вины является необходимым условием) возлагается на лицо, допустившее нарушение обязательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
При договорной ответственности, которая наступает в результате нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, основанием для подачи искового заявления в арбитражный суд является оформленный акт освидетельствования мест рубок. Привлечение лесонарушителей к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред (внедоговорная ответственность). Основанием для возмещения ущерба является Протокол о нарушении лесного законодательства как первичный документ, который составляется по соответствующей форме согласно Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от22.04.1986 г. 1. Инструкция действует в части, не противоречащей действующему законодательству.
В случае привлечения лица к административной ответственности протокол составляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности протокол составляется в соответствии с нормами вышеуказанной Инструкции.