Отревели моторы, всех полил дождь, выглянуло солнце, вновь закапал дождь, судьи наградили лучших, а лучшие полили друг друга и зрителей шампанским. А что в остатке? В остатке – впечатления и некоторые факты, с которыми хотелось бы познакомить читателей газеты «Слюдянка».
Итак, после общения с несколькими десятками зрителей, с организаторами и перевальскими охранниками, начну с мнений работников охраны.
Работники охраны предприятия (режимного, кстати, где есть склады с ВВ – взрывчатыми веществами), высказались в том духе, что в таком виде проводить гонки опасно. На трассу с машиной ГИБДД заехало около ста автоболельщиков (что однозначно говорит о росте популярности гонок), но, соответственно, на территорию предприятия прибыло несколько сотен человек, а это головная боль для охраны. И отдельный разговор о пеших нарушителях, которые, увы, пытались ходить там, где запрещено, даже по трассе... Все эти пожелания и претензии, разумеется, к дирекции гонок (директор – уважаемый и авторитетный А.С. Бектемиров). И, заботясь исключительно о том, чтобы популярнейшие соревнования в Слюдянке продолжались, думаю, следует уже сейчас обратить внимание жителей города на обязательное соблюдение правил безопасности и норм поведения на предприятии.
Об этом перед началом соревнований сказала и директор Центра спорта, культуры и досуга Администрации города Слюдянки В.И. Бабенко: «Прошу помнить, что мы здесь гости!» Это касалось и соблюдения порядка, это и просьба не мусорить (впоследствии работники ЦСКД вынуждены были заметать и собирать в мусорные мешки сотни бычков и прочего хлама…).
Думаю, перед следующей гонкой необходимо в газетах подробно рассказать болельщикам, как себя вести на режимном предприятии, а каждому въезжающему выдавать листовку с соответствующим текстом.
Потому как, выражу мнение сотен жителей Слюдянки, очень хочется, чтобы захватывающие дух соревнования, привлекающие многих ребятишек, здесь продолжались…
Теперь – о гонке. Трасса длиной порядка
За Слюдянку в дивизионе до 1600 кубов на «восьмерке» выступал гонщик А.С. Балтадонис, житель Быстрой. Он впервые проходил трассу на «Перевале», поэтому понятно, насколько ему было сложно. Тем не менее, от заезда к заезду Александр улучшал свое время, сумев сбросить 22 секунды, в итоге Балтадонис занял седьмое место из восьми участников. Лучшим в дивизионе до 1600 кубов стал Роман Пушкарь (сын) из Иркутска. Он прошел трассу на минуту быстрее нашего гонщика.
В дивизионе 3600 кубов первым стал мастер спорта Борис Гумниц из Улан-Удэ, показавший в лучшем заезде время 5 минут 2 секунды. Гумниц немного недотянул до рекорда трассы, принадлежащего Александру Пушкарю (отцу). Рекорд установлен несколько лет назад: 4 минуты, 58 секунд. В дивизионе 3600 кубов участвовало 9 спортсменов.
Мнения и комментарии
Как объяснил начальник слюдянского отделения СТК Э.В. Деменский, чтобы наш гонщик показывал более быстрые секунды, необходимо модифицировать двигатель, вместо карбюратора ставить инжектор. Все это требует немалых средств, которых пока у нас нет. Наш автомобиль к гонкам готовили А.А. Лапин, А.Г. Зорин, А.С. Балтадонис, В.Г. Усольцев. Александр Балтадонис – человек смелый, я бы сказал, дерзкий, надеемся, со временем наберется опыта на этой трассе. Да и автомобиль, я верю, мы сделаем более скоростным.
Директор гонок доктор технических наук А.С. Бектемиров выразил благодарность руководству карьера «Перевал», «Ангарскцемента» за предоставленную возможность соревноваться, руководству города Слюдянки и Центру спорта, культуры и досуга города – за помощь в организации.
После награждения спрашиваю гонщиков, какую максимальную скорость они показывают на прямых участках трассы.
Александр Балтадонис (Слюдянка): «Около
Борис Гумниц, мастер спорта (Улан-Удэ): «На прямой где-то 215–220 километров в час удалось выжать на пике, в последнем заезде. А средняя скорость была около 150 на грунте». Автомобиль у меня «Мицубиси ланк эволюшен», движок модифицированный и форсированный, около 300 лошадиных сил. Здесь, в Слюдянке, одна из сложнейших трасс в России, поэтому мы едем сюда с большим удовольствием. Здесь нагрузки серьезные, зрителей много, адреналину хватаешь больше… Огромное спасибо организаторам!»
А.А. Лапин, неоднократный победитель, призер и ветеран слюдянских гонок, рассказал о первых стартах:
– Где-то в 1979–1980 годах с поддержкой директора карьера Г.Г. Шульца мы начали проводить гонки. Сначала старт был от арки, от поворота с федеральной трассы на «Перевал», потом сделали старт, где сейчас конечная остановка маршруток, в третий раз – от гаражей. После трех гонок мы с Александром Мутовиным трассу снимали на ТВ, в чем нам помогли иркутяне, карту делали, ездили в Москву, регистрировали гонку. Все это для того, чтобы внесли нас в календарь чемпионата России, – это было целое дело.
Говоря о сегодняшних гонках, вижу, что очень большая разница в мощности автомобилей, в их комплектации. Поэтому нам сложно попадать даже в тройку лучших. Чтобы ездить быстрее, нужен более мощный двигатель, инжектор. И будем готовить молодых гонщиков. Раньше у нас в Слюдянке было 12 спортивных машин, очень много молодых ребят ходили в ДОСААФ, занимались полезным делом...
Что ж, гонки завершились, через год на «Перевале» будем ждать новых стартов 24-го чемпионата Сибирского округа. Это не только престиж, это уже фирменный знак качества города Слюдянки.
Подготовил
Владимир Полторадядько.
Фото автора.
Районная газета «Слюдянка», 14 июня.