Первый месяц весны привнес в жизнь слюдянцев не только обновление природы, но и новые потрясения: на этот раз в сфере оплаты за жилищно-коммунальные услуги. С началом марта зачастили в редакцию люди с просьбой разобраться, почему так сложно стало сделать коммунальные платежи. Раньше все было просто: пришел в кассу, тебе тут же выдали квитанцию, сразу оплатил и все, до следующего месяца. Сейчас, чтобы получить квитанцию, люди ждут по несколько часов в очереди, кто-то не выдерживает и уходит, махнув рукой, мол, приду в следующий раз. Один мужчина рассказывал, что он попал в заветный кабинет Центра обслуживания населения с четвертого раза, выстояв полуторачасовую очередь. Другая женщина акцентировала наше внимание на то, что из платежек исчезли льготы – начисления идут «по полной». «А кто потом вернёт эти деньги? Почему вдруг льготы перестали учитывать? – спрашивала она. – Что произошло-то?» «Я пришла передать показания приборов учета, мне сказали: «Потом передадите, уже в другое место», – выслушивали в редакции мы рассказ женщины, очередного ходатая с просьбой разобраться. – Куда передавать-то? И когда можно будет?»
«Да вы сходите сами, посмотрите, что там творится! – с нотой нервозности выговаривал нам очередной посетитель, мужчина пенсионного возраста… Страсти накалялись…
На втором этаже Сбербанка в Центр обслуживания населения – очередь. В воздухе – напряженность. «Да вроде и очередь-то небольшая», – говорю я. Мне ответили, что люди ещё сидят в комнате рядом, а не только стоят в коридоре, да и многие уходят, не выдерживая ожидания. С утра, говорят, народу было гораздо больше. «А вчера здесь бабушка в обморок упала, «скорую» вызывали», – рассказывает мужчина. Недовольства люди и здесь, в банке, высказывали немало. Резюмировала все эти высказывания одна из посетительниц: «Почему, если задумали такой переход, нельзя было все к нему подготовить заранее, чтобы не создавать очередей и не нервировать людей».
Все вопросы, которые поступили от жителей Слюдянки, мы адресовали в Иркутск, Евгению Викторовичу Максимову – руководителю организации, в чьем ведении находится Центр обслуживания населения.
– Несколько слов об организации, которая стала заниматься сбором платежей в Слюдянке. Почему именно она, на каком основании? Кто является её учредителем?
– Наша компания называется АО «УЭК Иркутской области», она образована в мае 2014 года. Её учредителями являются правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области (49%) и ОАО «Универсальная электронная карта» (51%).
Компания работает в трёх основных направлениях: универсальные электронные карты (УЭК), транспорт и ЖКХ. В каждом из них выполняет определенные задачи. УЭК – это выпуск, выдача и обслуживание карт; развитие инфраструктуры использования; развитие дополнительных сервисов. Транспорт – внедрение системы безналичной оплаты проезда на транспорте Иркутской области; оптимизация системы учета и возмещения по поездкам пассажиров, имеющих право льготного проезда. И, наконец, ЖКХ – это создание единой системы начисления, сбора и учета платежей в сфере ЖКХ Иркутской области; создание единого информационного пространства с эталонной базой по ЖКХ для всех участников процесса, включая электронные паспорта домов и эталонную базу данных об участниках рынка ЖКХ, с перспективой интеграции в государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ); обеспечение функционирования системы.
В сфере ЖКХ Иркутской области используется множество информационных систем для фиксации данных и учета начислений, нет единых подходов к учету оказанных услуг, нет единой информационной базы – информация хранится у разных компаний, без единого формата, часто данные по одним и тем же жилым помещениям в разных базах не совпадают.
Система, которую внедряет наша компания, позволяет решить эти проблемы: хранить данные не разрозненно, а в единой базе, унифицированном формате, производить начисления во всей области по единым подходам. Результат этой работы – прозрачная система начислений во всей области. Под контролем у государства.
– Куда идут платежи людей за коммунальные услуги в таком случае?
– Платежи населения за коммунальные услуги из банков поступают поставщикам услуг, управляющим компаниям.
– Люди говорят, что в платежках за февраль, которые они сейчас получают, не учтены льготы, и приходится платить бОльшие суммы. Почему в платежках не отражены льготы? И каким образом будут возвращать переплату?
– Действительно, в некоторых платежках за февраль 2015 года льготы не были учтены.
По существующей схеме мы учитываем льготы и вносим их в платежный документ в тот момент, когда деньги по льготам и субсидиям из банка отправляются на счета поставщиков услуг. В феврале 2015 года эта информация частично поступила к нам после того, как было выполнено начисление и квитанции были отправлены в печать. Такая ситуация возможна и в будущем.
Что мы с этим делаем?
Мы вносим информацию в базу по льготам, как только она к нам поступает. Если в феврале в квитанции не была отражена льгота за февраль, она будет отражена в квитанции за март.
Если в марте информация по льготам и субсидиям придет до того, как будут выполнены начисления, то в мартовских квитанциях будут учтены льготы за февраль и за март.
Если же информация по мартовским льготам придет после выполнения начислений, то в квитанциях за март будут учтены февральские льготы. А льготы марта будут учтены в квитанциях апреля.
– Куда обращаться, если в платежках неточности. Людям говорят, что бухгалтерии по начислению теперь здесь, в Слюдянке, нет. Все в Иркутске. Как быть? И почему все-таки не оставить бухгалтерию на месте, или хотя бы человека, который может все объяснить?
– Обращаться нужно в Центр обслуживания населения в Слюдянке. Сотрудники имеют доступ к базе и могут тут же решить вопросы по начислениям.
Если неправильно начислена сумма, надо прийти в ЦОН, уточнить информацию по потребленным ресурсам, по жилому помещению. Обнаружив неточности, написать заявление на перерасчет. Перерасчет будет выполнен.
Бухгалтерии в Слюдянке действительно нет. Так как смысл внедряемой системы именно в том, что во всей области создается единый центр начислений, который расположен в Иркутске. В городах области для работы с населением и для ответов на вопросы созданы Центры обслуживания населения.
– Куда теперь передавать показания счетчиков по расходованию горячей и холодной воды? И где гарантия, что где-то в Иркутске все посчитают точно (у людей уже сейчас масса вопросов)?
– Показания счетчиков нужно подавать в Центр обслуживания населения, это можно сделать по телефону 52-400, по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., сообщить лично оператору ЦОН. Также вскоре в городе будут размещены ящики для сбора показаний: в здании, где расположен ЦОН – по улице Парижской Коммуны,7 (на первом этаже у входа); на улице Ленина, 124 (в здании КБО); на улице Куприна,57 (в отделении ФГУП «Почта России»).
Точность расчетов зависит от правильности данных по жилому помещению, указанных в базе, от правильно внесенных показаний счетчиков. Эти данные подконтрольны сотрудникам ЦОНа, которые как раз и расположены на местах (в Слюдянке, Байкальске). Бухгалтер работает в программе, которая выполняет начисления по единой схеме, независимо от местоположения.
– Почему нельзя было все подготовить заранее для такого перехода на услуги Центра по обслуживанию населения, чтобы не создавать очереди и ажиотаж? Люди стоят подолгу в очередях, кто-то приходил по несколько раз, кто-то не выдерживает и уходит, махнув рукой. Вчера какой-то пожилой женщине вызывали «скорую»: стало плохо в очереди. Люди очень возмущены.
– Мы понимаем недоверие и беспокойство жителей. Да, информации мало. Да, есть очереди. Важнее сейчас снять ажиотаж, успокоить население. И поддержка вашего издания в информировании населения очень важна.
– Почему Центр по обслуживанию и приему коммунальных платежей разместили на втором этаже Сбербанка? Пожилые в очереди говорили, что для них это неудобно: надо ещё куда-то подниматься по лестнице.
– Техническое состояние помещения на улице Ленина,124 не позволило открыть полноценный ЦОН в этом здании. Поэтому был подобран подходящий вариант.
– Не все «на ты» с терминалами, и в очереди спрашивали, особенно пенсионеры, почему не сделать кассу по приему платежей, как было? Где и как ещё можно оплатить коммунальные услуги?
– Кассы приема платежей существуют. Это кассы в отделениях банков: ВСТКБ (ул. Советская,19б) и Сбербанка России (ул. Парижской Коммуны,7 и ул. Ленина,116). Если человеку сложно разобраться с терминалом, он всегда может совершить оплату через операциониста банка.
В отделениях банков рядом с банкоматами работает консультант, который помогает провести оплату через банкомат. И обратите внимание! Раньше была всего одна касса, а теперь 8 мест оплаты (в том числе банкоматы). Таким образом, существуют следующие способы оплаты услуг ЖКХ: через операциониста в отделении банка – непосредственно в Центре обслуживания населения (ул. Парижской Коммуны, д. 7); в ВостСибтранскомбанк (ул. Советская, 19-б); в отделениях Сбербанка России по ул. Парижской Коммуны, д. 7 и по ул. Ленина, д. 116. Можно оплатить через банкоматы и устройства самообслуживания, они расположены в КУМИ ( ул. Ржанова, д. 4), в магазине «Альянс» (ул. Фрунзе, д. 5), в администрации г. Слюдянки (ул. Советская, д. 34_ и в гастрономе «Курбатовский» (ул. Ленина, д. 94), а также через интернет – Сбербанк онлайн (для держателей карт Сбербанка).
– Город Слюдянка достаточно большой. Нельзя ли прием платежей сделать и на Квартале (это пожелание жителей города), чтобы не ездить в центр и не создавать очередей?
– Сейчас в этом районе можно оплатить услуги через банкомат Сбербанка России. Банкомат расположен в магазине «Альянс» по адресу ул. Фрунзе, д.5.
Мы понимаем, что населению сейчас не очень удобно, скорее, непривычно. Пока идет переходный период, просим всех отнестись с пониманием и терпением к ситуации. Думаю, уже в следующем месяце все будет нормально.
Подготовила Ольга Сумарокова.