5 сентября 2014 г.

Объездная дорога в Слюдянке: идёт обсуждение вариантов

20 августа 2014 года было объявлено начало публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Слюдянского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, и продлятся они до 20 сентября 2014 года. Целью подготовки проекта является изменение функциональных зон в восточной части города Слюдянки для строительства автомобильной дороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита на участке 104 – 111 км (обход г. Слюдянки).

Решение о необходимости строительства объездного пути в г. Слюдянке было принято постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010г. Вызвано это тем, что существующая федеральная автотрасса М-55 «Байкал» не отвечает нормативным требованиям для дороги III технической категории. Ширина асфальтобетонного покрытия составляет 6,8 – 9,5 метра, ширина обочин – до 2 метров.

Поверхностный водоотвод с проезжей части осуществляется по придорожным кюветам и железобетонным водопропускным трубам. Система поверхностного водоотвода находится в неудовлетворительном состоянии. Обочины не укреплены, местами наблюдаются размывы обочин и откосов насыпи, отдельные участки заилены и заросли травой, мелким кустарником.

Дорога проходит по центральной улице города. В отдельных местах жилая застройка расположена в 5 – 10 метрах от бровки существующего земляного полотна. Расположение застройки создает трудности для движения автотранспорта, увеличивает аварийную ситуацию на дороге, ухудшает экологическую обстановку в Слюдянке.

Доля транзитного транспорта в общем потоке автомашин составляет 49%. Для решения задач по сокращению задержек в движении транспорта и обеспечению нормативной пропускной способности необходимо разделить общегородское и транзитное движение. Это возможно выполнить путем строительства обхода, где будут отсутствовать левоповоротные съезды, светофорные объекты и будут обеспечены требования безопасности движения.

Строительство обхода города с параметрами дорог II категории, как сказано ранее, подтверждается прогнозируемой интенсивностью потока транспорта, возможного к переключению на обход из общего потока, проходящего по городу, который в настоящее время составляет 5200 приведенных единиц в сутки, что соответствует дорогам III категории.

При этом расчет перспективной интенсивности движения показал, что уже к 2015 году интенсивность транзита достигнет величины 6100 автомобилей в сутки, что соответствует II категории, и к расчетному 2032 г. составит 12800 автомобилей в сутки.

Таким образом, к 2032 г. улично-дорожная сеть не сможет пропустить перспективный грузопоток, пропускная способность улиц будет исчерпана. Кроме того возникнут следующие проблемы: снизится скорость транспорта до 10-20 км/час, возникнут заторы, уровень загрузки превысит «1». Возрастёт количество ДТП с участием пешеходов, увеличится уровень загрязнения окружающей среды от выбросов вредных веществ.

С начала 2014 г. было проведено пять рабочих совещаний под председательством мэра муниципального образования Слюдянский район А.В. Должикова с участием представителей ВСЖД, а также данный вопрос был рассмотрен на заседании Думы Слюдянского муниципального образования и на заседании Общественной палаты Слюдянского муниципального образования, которыми, основываясь на результатах технико-экономического сравнения и принимая во внимание достоинства и недостатки каждого из вариантов, к дальнейшей проработке принят проект варианта №5. Также данный вопрос подробно освещался на отчетах главы города В.Н. Сендзяка и мэра района А.В. Должикова.

 

Возьмем для сравнения самые обсуждаемые из предложенных вариантов прохождения трассы:

Вариант №1

Протяженность трассы 8,4 км. Сметная стоимость трассы по варианту 1 составляет 21,5 млрд руб. в ценах 2013 года.

Начало трассы – от нового путепровода через железную дорогу. Ось трассы спрямляет существующую дорогу, срезая 2 выхода хребта, входит в г. Слюдянку и пересекается с ул. Перевальской. Далее участок трассы проложен по ул. Ленина, до ДК «Перевал» трасса проходит по правой бровке со сносом многоквартирных жилых домов. От ДК «Перевал» до моста через р. Похабиху участок без сноса. До участка №22А по ул. Ленина со сносом справа – вновь многоквартирные дома. Далее идет пересечение с ул. Зеленой по подножию горы. Пересечение с речкой Слюдянкой запроектировано в районе гаражного кооператива «Сибиряк», который попадает под снос. Пересечение улиц Кирова, Парижской Коммуны, Л. Полуяхтова, Флаогопита, Ленинградской, Васильева, Комсомольской, Кутелева, Пушкина, Ленина, Горной, пер. Телевизионный со сносом строений порядка 90 усадеб.

Далее трасса проходит по зеленой зоне за границей жилой застройки ул. Горной. А на выезде из города выходит на ось существующей автодороги «Байкал».

Наиболее вероятная рыночная стоимость объектов недвижимого имущества для выкупа составит 437 047 400 руб.

Основные достоинства проложения трассыпо варианту №1 (по генплану):

1. Улучшение скоростного режима работы автодороги.

2. Отсутствие объектов культурного наследия.

Основные недостатки проложения трассы по варианту 1 (по генплану):

1. Самое главное – федеральная трасса остается в городе и делит его на 2 части.

2. Значительный объем сноса зданий жилой застройки.

3. Изменение (корректировка) сложившейся улично-дорожной сети.

4. Значительный объем переустраиваемых коммуникаций.

5. Строительство эстакад длиной 2,43 км по жилой застройке.

6. Необходимость изъятия земель из площадей парка «Перевал», перенос АЗС и т.д.

Вариант №4

(реконструкция существующей ул. Ленина).

Протяженность варианта – 7,8 км. Сметная стоимость трассы по варианту 3 составляет 7,8 млрд руб. в ценах 2013 года.

Проработан с целью сохранения федеральной автодороги по ул. Ленина с максимальным использованием существующей дороги и доведением ее до норм II категории и до норм магистральной улицы регулируемого движения.

Начало трассы – от нового путепровода через железную дорогу. От ул. Перевальской до ДК «Перевал» трасса проходит по правой бровке со сносом многоквартирных жилых домов. От ДК «Перевал» до моста через р. Похабиху участок без сноса. До участка №22А по ул. Ленина – снос справа многоквартирных жилых домов.

Далее до поворота на Лесхоз трасса проходит по ул. Ленина без сноса строений. При увеличении радиуса существующей дороги ось трассы смещается влево от оси существующей автодороги на 22 м, пересекая территорию магазина «Энергетик», прижимается к частной застройке. Далее трасса проходит по правой бровке ул. Ленина. В районе остановки «Мост» трасса проходит по частной застройке, уменьшая радиус дороги, в связи с чем необходимо строительство нового моста через р. Слюдянку. От р. Слюдянки до выезда из города ось трассы смещена от существующей вправо, что ведет к сносу всех построек справа от ул. Ленина.

Наиболее вероятная рыночная стоимость объектов недвижимого имущества для выкупа составит 1 322 561 700 руб.

Основные достоинства проложения трассыпо варианту №4:

1. Сохранение улично-дорожной сети.

Основные недостатки проложения трассыпо варианту №4:

1. Прохождение федеральной трассы в центральной населенной зоне города.

2. Значительный объем сноса зданий жилой застройки, до ста жилых домов.

3. Значительный объем переустраиваемых коммуникаций.

4. Загазованность территории города.

5. Не улучшает скоростной режим работы автодороги.

6. Не решает вопроса разделения транзитного и городского транспорта.

7. Не увеличивает пропускную способность и не уменьшает уровень загрузки трассы.

8. Не ликвидирует левоповоротное движение и светофорные объекты.

Вариант №5

Протяженность варианта 6,79 км. Сметная стоимость трассы по варианту 5 составляет 16,5 млрд руб. в ценах 2013 года (с земляной вставкой) или 21,2 млрд руб. (с длинной эстакадой).

Проработан с целью переноса трассы федеральной автодороги с ул. Ленина за границу жилой застройки ул. 40 Лет Октября, в прибрежную часть оз. Байкал.

Начало трассы – от нового путепровода через железную дорогу. Далее трасса проходит по краю одного из Таловских озер. Пересекается с существующей гравийной дорогой, ведущей на Байкал, с Транссибирской железнодорожной магистралью (2 пути) в районе моста через р. Слюдянку.

Трасса проходит по береговой черте оз. Байкал по границе частной застройки ул. 40 Лет Октября с частичным сносом 20 строений.

Наиболее вероятная рыночная стоимость объектов недвижимого имущества для выкупа составит 117 973 500 руб.

Основные достоинства проложения трассы по варианту №5 (береговой):

1. Вынос транзитного движения за черту населенной зоны города.

2. Улучшение скоростного режима работы автодороги.

3. Значительное уменьшение количества сноса жилых строений по сравнению с остальными вариантами.

4. Возможность обустройства зон отдыха по береговой линии за счет реализации проекта.

Основные недостатки проложения трассы по варианту №5:

1. Проложение трассы в береговой зоне оз. Байкал 3 км.

Существует также экспертное заключение от 19.02.2014 г. консалтингово-правовой компании «Мост» о наиболее вероятной рыночной стоимости для выкупной цены земельных участков при их изъятии путем выкупа для государственных нужд. Возьмем для сравнения самые обсуждаемые варианты и основные наименования показателей:

Наименование показателя1 вариант4 вариант5 вариант
1Протяженность, км9,47,86,7
2Жилые многоквартирные дома/квартиры. шт.2/2622/2542/327
3Жилые дома индивидуальные. шт.143755
4Приусадебные участки, шт.22612234
5Садовые участки, шт13--
6Гаражи, шт.474-
7Нежилые производственные помещения, шт.972
8Производственные территории, кв.м.6758604714885
9АЗС, шт.331
10Здания торговых центров, шт.413-
11Торговые павильоны, шт.118.
12Территории торговли кв.м.9547731-
13ИТОГО (рыночная стоимость объектов недвижимого имущества по варианту, руб.)437 млн. 047 тыс. 400 руб.1 млрд. 322 млн. 561 тыс. 700 руб.177 млн. 973 тыс. 500 руб.

Цены, приведенные в экспертном заключении, носят справочно-информационный характер, представляют собой базовый уровень текущих цен на конкретную дату по рассматриваемому району и могут использоваться только в целях предварительного сравнения.

Хотелось бы отметить, что снос многоквартирных жилых домов и частных домовладений влечет за собой не только удорожание проекта, что не приветствуется при решении вопроса финансирования, но и потребность в земельных участках для масштабного жилищного строительства. Географическое расположение города и его сложившаяся застройка не позволяет выделить земельные участки необходимой площади под строительство. Также следует учесть, что большинство граждан не готовы изменить район проживания или отказаться от своих строений и огородов. Поэтому количество сносимых строений следует минимизировать.

Сейчас стоит вопрос о том, что мы должны вместе выбрать наиболее приемлемый вариант обхода г. Слюдянки. Сегодня у нас появился шанс получить средства из федерального бюджета для решения этой проблемы. И государство выразило готовность выделить финансирование. Если мы с вами добровольно откажемся от этой помощи сегодня, второго такого шанса не будет, ведь у государства масса других, не менее важных проблем. Слюдянка вряд ли окажется в приоритете.

Конечно, такой проект, как обход города, нам не «по карману», но все, что по силам городскому бюджету, мы делаем, и в этом году мы начинаем благоустройство по ул. Ленина возле загса и далее, где будут снесены дома вдоль ул. Ленина. Предполагается разместить там зону отдыха со скамейками, пешеходными дорожками и т.д. И что будет с этим благоустройством через несколько лет при таком потоке машин по федеральной дороге на улице Ленина? Совсем по-другому центр города может жить, если вывести из него 49% транзитного транспорта.

При отказе от решения этого вопроса мы останемся с тем, что есть, и к 2032 году улично-дорожная сеть не сможет пропустить перспективный грузопоток, пропускная способность улиц будет исчерпана. Это подтверждено выполненным анализом уровня загрузки улицы Ленина, который составляет на текущий год – 0,67. При максимально рекомендуемом 0,7 без мероприятий по развитию дороги уже к 2015 г. уровень загрузки достигнет – 0,71, т.е. на улице образуется сплошной связанный поток автомобилей.

По мнению многих жителей г. Слюдянки, а также районной, городской власти и общественных организаций, 5-й вариант обхода г. Слюдянки является самым разумным, оптимальным и реализуемым из всех предложенных вариантов.

Конечно, и вариант №5 имеет недостатки. И основной из них – прохождение по береговой линии оз. Байкал. Но не следует забывать, что проект подлежит экспертизе, в том числе экологической. Современные требования к разработкам такого рода очень велики, да и интерес к Байкалу, как к объекту природной территории не позволит построить сооружение, которое сможет причинить вред Байкалу. Разработчиками будут учтены все требования технической и экологической безопасности.

Немаловажную роль играет и благоустройство, которое является неотъемлемой частью современных проектов. Возможности городского бюджета еще десятилетия не позволят выполнить благоустройство береговой линии оз. Байкал, проходящей в черте города. А с привлечением средств федерального бюджета, в рамках проекта по строительству обхода г. Слюдянки, мы сможем благоустроить прибрежную зону для удобства наших горожан.

В конце хотелось бы добавить, что до 20.09.2014г. Администрация Слюдянского городского поселения ждет ваши предложения и замечания по проекту внесения изменений в Генеральный план Слюдянского муниципального образования в части строительства федеральной автодороги (обход г. Слюдянки). В целях необходимости всестороннего обсуждения данного вопроса просим принять активное участие.

Д.С. Казакова,

главный специалист отдела архитектуры г.Слюдянки.

Газета «Слюдянка», 5 сентября.

В рубрике: Новости города    


Поделитесь ссылкой в: